31.08.2018  Просмотров: 129
Подушка безопасности - принцип работы, устройство, условия срабатывания

Подушка безопасности — это сегодня один из базовых, основополагающих и ведущих элементов системы пассивной безопасности авто (англ.: airbag, рус.: аэрбег). Принятое международное ее название — Supplemental Restraint System и зачастую в прайс-листах и комплектациях автомобилей обозначается аббревиатурой SRS.

 

 

Как известно, за сохранность человеческой жизни в современных ТС (транспортных средствах передвижения) отвечают две главные системы — активная и пассивная. К активной относят все органы управления автомобилем: рулевое, тормозную систему, ходовую часть, звуковые и световые приборы и тд., словом всё то, что предостерегает попадание водителя в ДТП. Пассивная система отвечает за сохранность жизни водителя, а также жизни и здоровья его пассажиров в случае, когда ДТП — произошло.

 

 

Система SRS включает целый комплекс разных датчиков, блоков управления, а также актуаторов и других исполнительных механизмов. В частности, в современном авто подобная система безопасности состоит и таких основных элементов:

 

  • легко сминаемые и ломаемые пластиковые бамперы и буферы;
  • строго тарированные и программируемые сминаемые зоны кузовных частей для поглощения удара;
  • ремни безопасности; предпоследнее их поколение — так называемые инерционные, они и сегодня в строю, а современные авто оснащаются инерционными с преднатяжителями, эти буквально притягивают водителя или пассажира к спинке сидения в момент удара;
  • подголовники защищают голову и, главное, шейные позвонки седока от хлыстовой травмы в момент удара сзади; они бывают статическими, а также активными и, в том числе, электронно управляемыми;
  • аэрбеги, и их также множество типов и назначения — фронтальные, боковые занавески, коленные подушки и тд; в автомобилях люкс-сегмента их количество может доходить до 12 штук.

 

Сама подушка безопасности представляет она собой надувную эластичную синтетическую оболочку, которая наполняется специальным инертным к человеку газом в момент срабатывания определенных датчиков (на удар).

 

Как устроена и как работает аэрбег?

 

Сегодня в систему подушки входят три главных компонента:

 

  1. Так называемый модуль подушки
  2. Несколько датчиков определения степени и направления удара
  3. Блок управления — электронный

 

В модуль подушки входят пиропатрон и легкая, как правило, нейлоновая подушка безопасности, имеющая строго калиброванные входные отверстия. Всегда — водительский аэрбег находится в центре рулевого колеса, а подушка переднего пассажира — в торпедо перед лицом пассажира.

 

Подушка переднего пассажира зачастую в полтора-два раза больше водительской, поскольку находится гораздо дальше от головы пассажира, чем водительская — от головы водителя. В момент удара автомобиля о препятствие (и если датчик удара распознает столкновение, как критическое), то сначала срабатывает пиропатрон преднатяжителя ремня, а через несколько миллисекунд — пиропатрон самой подушки. И она мгновенно заполняется газом, а затем начинает сдуваться в строго заданном режиме через калиброванные, также строго тарированные, отверстия.

 

Где расположены подушки и датчики

 

Каждый изготовитель располагает их по-своему. Датчики фронтального удара располагаются в передних лонжеронах или усилителе бампера. Датчики боковых, а также датчики на опрокидывание (крена авто) устанавливаются в самых разных местах кузова и салона, а датчики заднего удара, понятно, в задних лонжеронах и/или бамперах автомобиля.

 

 

Все эти датчики измеряют величину и темп замедления автомобиля, а в элитных и дорогих системах SRS подушки могут срабатывать по разным алгоритмам с разной скоростью и разной степенью наполняемости.

 

Также в люкс-секторе мирового автопрома, в автомобилях классов D, E и выше таких производителей, как BMW Group, Mercedes-Benz – Daimler AG, Volvo, Renault-Nissan-Mitsubishi Alliance и многих других, — электронные ЭБУ не только неимоверно сложны, но и в одном автомобиле их может находиться до десятка штук. Каждый из них умеет определять не только и не столько сам факт удара, сколько его силу, интенсивность нарастания и, что немаловажно — его направление. Далее ЭБУ выдает необходимые команды на срабатывание тех или иных, необходимых в данной ситуации, механизмов, в том числе и подушек.

 

В «штатном режиме» ЭБУ следят за исправностью всей системы и ее отдельных компонентов. При повороте ключа зажигания происходит мгновенная и всеобъемлющая проверка целостности и работоспособности системы, а точнее — всех, имеющихся в данном автомобиле систем.

 

В подавляющем большинстве современных иномарок пассажирские подушки имеют ручной выключатель on/off, устанавливаемый еще на заводе для тех случаев, когда на сидение может быть установлено детское кресло или иное детское удерживающее устройство.

 

Как проверить наличие и/или неисправность подушек

 

Для начала немного истории. Самая первая подушка была установлена на автомобиль американской компании Chrysler, и долгие годы (десятилетия) на большинстве авто устанавливалась исключительно только одна — водительская в рулевом колесе. С начала 90-х годов аэрбеги для передних пассажиров, а затем и боковые шторки между седоком и дверью, — для большинства производителей стали нормой. Сегодня даже многие недорогие автомобили классов A, B и C оснащаются, как минимум, шестью подушками безопасности, а автомобили семейного, бизнес-классов и выше — даже и ещё большим их количеством.

 

 

«Годность к применению» подушки (и «сопровождающих» ее элементов) сегодня производителями ограничивается сроком в 10-лет. В течение этого времени все системы пассивной безопасности проходят регламентные ТО, которые строго прописаны и в Инструкциях по эксплуатации автомобиля, и в Сервисных книжках, и в Технологических картах профильных и фирменных автосервисов. По истечении этого срока все элементы должны быть демонтированы с автомобиля и продефектованы специалистом на специальном оборудовании. Часть из них (после соответствующей сертификации) может быть возвращена в эксплуатацию, а часть — однозначно отправлена в утиль. Даже если этот элемент ни разу не сработал за всю жизнь автомобиля. Определить работоспособность какого либо элемента системы пассивной безопасности своими силами в условия гаража — невозможно. Только — на профильной сертифицированной СТО.

 

Меры безопасности против… смерти

 

 

Да, как это ни печально или угрожающе звучит, но подушки — убивают! Чаще всего это случается с водителем или пассажиром, который не был пристегнут ремнем безопасности. В момент удара автомобиля о препятствие он продолжал двигаться с той же скоростью, что и автомобиль до удара — прямо навстречу раскрывающей с почти такой же скоростью подушке. Именно поэтому все Инструкции и Руководства предписывают водителю и его пассажирам соблюдать эти самые условия безопасности в строгом соответствии с требованиями фирм-изготовителей систем и производителей автомобилей.

 

Из интересного и перспективного

 

Что касается, например, автомобилей европейского производства, то к 2021 году все производимые в ЕС авто обязаны будут иметь одиннадцать (!) обязательных к установке систем еще на конвейере. По расчетам Еврокомиссии эти меры смогут предотвратить, цитата: «…38 900 серьезных ДТП и на 38% снизить общее их количество в период с 2021 по 2031 год», — конец цитаты.

 

Производители в узаконенном порядке обязаны будут предусматривать еще на стадии конструирования и компоновки автомобиля:

 

  • систему включения «аварийки» при экстренном торможении — автоматически;
  • интеллектуальную систему круиз-контроля,
  • систему контроля удержания рядности (в оригинале: Lane keeping assist),
  • камеру (камеры) заднего вида;
  • травмобезопасную зону на капоте при ударе автомобилем пешехода или велосипедиста, плюс травмобезопасные ветровые стекла;
  • защиту седоков авто от бокового удара,
  • и многое-многое другое.

 

И в том числе продолжат совершенствоваться подушки безопасности, они же аэрбеги, они же airbags.

Комментарии (0)
Добавить коментарий
ФИО* Добавить фото
Ваще сообщение*
Отправить комментарий