С каждым годом в Украине все большей популярности набирают электромобили, среди которых и распространенные Nissan Leaf и Tesla Model S. Из-за того, что инфраструктура зарядных станций в нашей стране развита недостаточно, многие пользователи предпочитают подзаряжаться дома. Кроме того, это намного удобнее, так как полная зарядка может длиться дольше 7-8 часов.
Для примера возьмем Nissan Leaf 2017 года выпуска, оснащенный АКБ на 30 кВт*ч и Tesla Model S P85D с 85 кВт*ч. Для расчета необходимо определить длительность подзарядки, ведь во многих случаях она превышает 8-часовой диапазон действия «ночного тарифа». Она зависит от фазности сети, характеристик станции и ограничений по нагрузке.
Исходя из формулы P = UI, где P — нагрузка на электросеть, U — напряжение, а I — сила тока, можно подсчитать сколько киловатт электричества сможет пропустить однофазная розетка. Напряжение одной фазы 220В, а номинальная мощность такой розетки 16А. Соответственно, в идеальных условиях она сможет выдерживать нагрузку:
220 В × 16 А = 3520 Вт (З,52 кВт)
На самом деле, если учитывать нелинейную скорость подзарядки аккумулятора и возможные потери от старой проводки или недостаточного сечения кабеля, это значение будет немного меньше. Для справедливости расчетов лучше взять 3 кВт. При производительности 3 кВт в час, однофазная станция сможет зарядить:
Для трехфазной сети действует формула P = U×I×cos φ,
где cos φ является коэффициентом мощности, и в данном случае он равен √3, а напряжение равняется 380В. И так, максимальная нагрузка на сеть составит могла бы составить:
380В × 16А × 1,72 = 10 458 Вт (10,46 кВт).
В Украине действуют ограничения максимальной нагрузки на потребителя, которая зависит от возможностей электромагистралей. В среднем, для квартир — это 5-7 кВт, для частных домов 7-10 кВт.
Для расчета мы возьмем среднее значение 7 кВт.
И так, при трехфазном подключении, полное восстановление емкости батареи произойдет:
По состоянию на 2017 год цена на электроэнергию равна 1,68 грн за один кВт*ч. С однотарифным счетчиком одна полная зарядка будет стоить:
Подзаряжать Leaf нужно будет каждый день, поэтому ежемесячный расход составит:
30 (дней) × 50,4 грн = 1512 грн;
В случае с Tesla, заряда в среднем хватает на три дня, поэтому за месяц его необходимо подзаряжать 10 раз:
10 (раз) × 142,8 грн = 1428 грн.
Для подключения к двойному тарифу необходима установкадвухтарифного счетчика (вот ссылка на них — это официальный представитель — тут дешевле). Тогда в ночное время (с 23:00 до 07:00) электричество будет в два раза дешевле, всего лишь по 0,84 грн/кВт*ч. Но из-за того, что в отдельных примерах время подзарядки превышает действие 8 часов НТ, экономия для каждого случая будет разной.
Как уже было подсчитано раньше, при 220 вольтах Ниссан Лиф заряжается за 10 часов, это значит, что будет 8 часов действовать НТ и 2 часа — обычный. В таком случае, стоимость будет равна:
3 кВт*ч (0,84 грн/кВт*ч × 8 ч + 1,68 грн/кВт*ч × 2 ч) = 30,24 грн.
Экономия на каждом подключении:
50,4 грн — 30, 24 грн = 20,16 грн
Ежемесячный расход составит: 30 (дней) × 30,24 грн = 907,2 грн.
При этом, Вы сможете сохранить свои: 1512 грн — 907,2 грн = 604,8 грн.
Для Тесла ситуация немного поинтересней. Однофазная сеть может обеспечить полное восстановление емкость батареи только через 28 часов, а это значит, что при единоразовом подключении, начиная с 23:00, 12 часов будут припадать на НТ и 16 — на обычный. В таком случае стоимость одного цикла будет равна:
3 кВт*ч (0,84 грн/кВт*ч × 12 ч + 1,68 грн/кВт*ч × 16 ч) = 110,88 грн.
А это значит, что экономия составит:
142,8 грн — 110,88 грн = 31,92 грн.
Ежемесячный расход при этом достигнет:
10 (раз) × 110,88 грн = 1108,8 грн.
Благодаря чему, Вы потратите меньше на:
1428 грн — 1108,8 грн = 319,2 грн.
Но, это выгода при единоразовой подзарядке, без перерывов. Существуют специальные «чарджеры», которые можно настроить для автоматического включения при действии ночного тарифа и отключения при обычном.
Рассмотрим другой вариант, когда Вы подзаряжаете не один раз в три дня, а по 8 часов каждый день. В данном случае, 24 часа (по 8 каждый день) будет действовать сниженная ставка и 4 — обычная. В таком случае цена потраченного электричества составит:
3 кВт*ч (0,84 грн/кВт*ч × 24 ч + 1,68 грн/кВт*ч × 4 ч) = 80,64 грн.
За месяц расходы вырастут до: 10 (раз) × 80,64 грн = 806,4 грн.
За три дня Вы сможете сэкономить: 142,8 грн — 80,64 грн = 62,16 грн.
Каждый месяц Вы будете экономить: 1428 грн — 806,4 грн = 621,6 грн.
Если заряжать от трехфазной розетки, емкость батареи в Лифе восстановится за 4 часа, что вполне входит в рамки «ночного тарифа». А это значит, что одна подзарядка от 380 В будет стоить:
30 кВт*ч × 0,84 грн/кВт*ч = 25,2 грн
Итоговая экономия:
50,4 грн — 25, 2 грн = 25,2 грн
Ежемесячно Вы сможете тратить вполовину меньше:
1512 грн — (30 (дней) × 25,2 грн) = 756 грн.
Полное восстановление емкости АКБ Теслы от 380 вольт происходит за 12 часов, а это значит, что возможно два варианта:
И так, первый вариант для Вас обойдется в:
7 кВт*ч (0,84 грн/кВт*ч × 8 ч + 1,68 грн/кВт*ч × 4 ч) = 94,08 грн.
То есть, при двойном тарифе с каждого цикла Вы будете экономить:
142,8 грн — 94,08 грн = 48,72 грн.
Месяц «заправки» дома будет стоить: 10 (раз) × 94,08 грн = 940,8 грн.
Таким образом, в месяц Вы будете экономить: 1428 грн — 940,8 грн = 487,2 грн.
Исходя из найденных чисел, несложно понять, что наибольшая экономия для Model S будет при втором методе, когда делается несколько подходов:
Подводя итоги, можно вывести таблицу на примере двух популярных в Украине моделей электромобилей:
Таким образом, независимо от того, какой у Вас электромобиль, приобретение многотарифного счетчика сделает «заправку» дешевле. Исходя из того, что цена средней модели начинается от 1000 грн, она точно окупится уже через 2 месяца(!).
Ссылка на обширную статью первоисточника axiomplus.com.ua
Владимир Копач для ahelp.ua
Ошибка: Контактная форма не найдена.