Подушка безопасности — принцип работы, устройство, условия срабатывания

Подушка безопасности - принцип работы, устройство, условия срабатывания
Подушка безопасности — принцип работы, устройство, условия срабатывания
31.08.2018
0 Комментарии

Подушка безопасности — это сегодня один из базовых, основополагающих и ведущих элементов системы пассивной безопасности авто (англ.: airbag, рус.: аэрбег). Принятое международное ее название — Supplemental Restraint System и зачастую в прайс-листах и комплектациях автомобилей обозначается аббревиатурой SRS.

Как известно, за сохранность человеческой жизни в современных ТС (транспортных средствах передвижения) отвечают две главные системы — активная и пассивная. К активной относят все органы управления автомобилем: рулевое, тормозную систему, ходовую часть, звуковые и световые приборы и тд., словом всё то, что предостерегает попадание водителя в ДТП. Пассивная система отвечает за сохранность жизни водителя, а также жизни и здоровья его пассажиров в случае, когда ДТП — произошло.

Система SRS включает целый комплекс разных датчиков, блоков управления, а также актуаторов и других исполнительных механизмов. В частности, в современном авто подобная система безопасности состоит и таких основных элементов:

  • легко сминаемые и ломаемые пластиковые бамперы и буферы;
  • строго тарированные и программируемые сминаемые зоны кузовных частей для поглощения удара;
  • ремни безопасности; предпоследнее их поколение — так называемые инерционные, они и сегодня в строю, а современные авто оснащаются инерционными с преднатяжителями, эти буквально притягивают водителя или пассажира к спинке сидения в момент удара;
  • подголовники защищают голову и, главное, шейные позвонки седока от хлыстовой травмы в момент удара сзади; они бывают статическими, а также активными и, в том числе, электронно управляемыми;
  • аэрбеги, и их также множество типов и назначения — фронтальные, боковые занавески, коленные подушки и тд; в автомобилях люкс-сегмента их количество может доходить до 12 штук.

Сама подушка безопасности представляет она собой надувную эластичную синтетическую оболочку, которая наполняется специальным инертным к человеку газом в момент срабатывания определенных датчиков (на удар).

Как устроена и как работает аэрбег?

Сегодня в систему подушки входят три главных компонента:

  1. Так называемый модуль подушки
  2. Несколько датчиков определения степени и направления удара
  3. Блок управления — электронный

В модуль подушки входят пиропатрон и легкая, как правило, нейлоновая подушка безопасности, имеющая строго калиброванные входные отверстия. Всегда — водительский аэрбег находится в центре рулевого колеса, а подушка переднего пассажира — в торпедо перед лицом пассажира.

Подушка переднего пассажира зачастую в полтора-два раза больше водительской, поскольку находится гораздо дальше от головы пассажира, чем водительская — от головы водителя. В момент удара автомобиля о препятствие (и если датчик удара распознает столкновение, как критическое), то сначала срабатывает пиропатрон преднатяжителя ремня, а через несколько миллисекунд — пиропатрон самой подушки. И она мгновенно заполняется газом, а затем начинает сдуваться в строго заданном режиме через калиброванные, также строго тарированные, отверстия.

Где расположены подушки и датчики

Каждый изготовитель располагает их по-своему. Датчики фронтального удара располагаются в передних лонжеронах или усилителе бампера. Датчики боковых, а также датчики на опрокидывание (крена авто) устанавливаются в самых разных местах кузова и салона, а датчики заднего удара, понятно, в задних лонжеронах и/или бамперах автомобиля.

 

Все эти датчики измеряют величину и темп замедления автомобиля, а в элитных и дорогих системах SRS подушки могут срабатывать по разным алгоритмам с разной скоростью и разной степенью наполняемости.

Также в люкс-секторе мирового автопрома, в автомобилях классов D, E и выше таких производителей, как BMW Group, Mercedes-Benz – Daimler AG, Volvo, Renault-Nissan-Mitsubishi Alliance и многих других, — электронные ЭБУ не только неимоверно сложны, но и в одном автомобиле их может находиться до десятка штук. Каждый из них умеет определять не только и не столько сам факт удара, сколько его силу, интенсивность нарастания и, что немаловажно — его направление. Далее ЭБУ выдает необходимые команды на срабатывание тех или иных, необходимых в данной ситуации, механизмов, в том числе и подушек.

В «штатном режиме» ЭБУ следят за исправностью всей системы и ее отдельных компонентов. При повороте ключа зажигания происходит мгновенная и всеобъемлющая проверка целостности и работоспособности системы, а точнее — всех, имеющихся в данном автомобиле систем.

В подавляющем большинстве современных иномарок пассажирские подушки имеют ручной выключатель on/off, устанавливаемый еще на заводе для тех случаев, когда на сидение может быть установлено детское кресло или иное детское удерживающее устройство.

Как проверить наличие и/или неисправность подушек

Для начала немного истории. Самая первая подушка была установлена на автомобиль американской компании Chrysler, и долгие годы (десятилетия) на большинстве авто устанавливалась исключительно только одна — водительская в рулевом колесе. С начала 90-х годов аэрбеги для передних пассажиров, а затем и боковые шторки между седоком и дверью, — для большинства производителей стали нормой. Сегодня даже многие недорогие автомобили классов A, B и C оснащаются, как минимум, шестью подушками безопасности, а автомобили семейного, бизнес-классов и выше — даже и ещё большим их количеством.

 

«Годность к применению» подушки (и «сопровождающих» ее элементов) сегодня производителями ограничивается сроком в 10-лет. В течение этого времени все системы пассивной безопасности проходят регламентные ТО, которые строго прописаны и в Инструкциях по эксплуатации автомобиля, и в Сервисных книжках, и в Технологических картах профильных и фирменных автосервисов. По истечении этого срока все элементы должны быть демонтированы с автомобиля и продефектованы специалистом на специальном оборудовании. Часть из них (после соответствующей сертификации) может быть возвращена в эксплуатацию, а часть — однозначно отправлена в утиль. Даже если этот элемент ни разу не сработал за всю жизнь автомобиля. Определить работоспособность какого либо элемента системы пассивной безопасности своими силами в условия гаража — невозможно. Только — на профильной сертифицированной СТО.

Меры безопасности против… смерти

 

Да, как это ни печально или угрожающе звучит, но подушки — убивают! Чаще всего это случается с водителем или пассажиром, который не был пристегнут ремнем безопасности. В момент удара автомобиля о препятствие он продолжал двигаться с той же скоростью, что и автомобиль до удара — прямо навстречу раскрывающей с почти такой же скоростью подушке. Именно поэтому все Инструкции и Руководства предписывают водителю и его пассажирам соблюдать эти самые условия безопасности в строгом соответствии с требованиями фирм-изготовителей систем и производителей автомобилей.

Из интересного и перспективного

Что касается, например, автомобилей европейского производства, то к 2021 году все производимые в ЕС авто обязаны будут иметь одиннадцать (!) обязательных к установке систем еще на конвейере. По расчетам Еврокомиссии эти меры смогут предотвратить, цитата: «…38 900 серьезных ДТП и на 38% снизить общее их количество в период с 2021 по 2031 год», — конец цитаты.

Производители в узаконенном порядке обязаны будут предусматривать еще на стадии конструирования и компоновки автомобиля:

  • систему включения «аварийки» при экстренном торможении — автоматически;
  • интеллектуальную систему круиз-контроля,
  • систему контроля удержания рядности (в оригинале: Lane keeping assist),
  • камеру (камеры) заднего вида;
  • травмобезопасную зону на капоте при ударе автомобилем пешехода или велосипедиста, плюс травмобезопасные ветровые стекла;
  • защиту седоков авто от бокового удара,
  • и многое-многое другое.

И в том числе продолжат совершенствоваться подушки безопасности, они же аэрбеги, они же airbags.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

РАЗДЕЛЫ
ПОПУЛЯРНЫЕ СЕРВИСЫ

Недавние посты

About us

John Hendricks
Blog Editor
We went down the lane, by the body of the man in black, sodden now from the overnight hail, and broke into the woods..