Подушка безопасности — это сегодня один из базовых, основополагающих и ведущих элементов системы пассивной безопасности авто (англ.: airbag, рус.: аэрбег). Принятое международное ее название — Supplemental Restraint System и зачастую в прайс-листах и комплектациях автомобилей обозначается аббревиатурой SRS.
Как известно, за сохранность человеческой жизни в современных ТС (транспортных средствах передвижения) отвечают две главные системы — активная и пассивная. К активной относят все органы управления автомобилем: рулевое, тормозную систему, ходовую часть, звуковые и световые приборы и тд., словом всё то, что предостерегает попадание водителя в ДТП. Пассивная система отвечает за сохранность жизни водителя, а также жизни и здоровья его пассажиров в случае, когда ДТП — произошло.
Система SRS включает целый комплекс разных датчиков, блоков управления, а также актуаторов и других исполнительных механизмов. В частности, в современном авто подобная система безопасности состоит и таких основных элементов:
Сама подушка безопасности представляет она собой надувную эластичную синтетическую оболочку, которая наполняется специальным инертным к человеку газом в момент срабатывания определенных датчиков (на удар).
Сегодня в систему подушки входят три главных компонента:
В модуль подушки входят пиропатрон и легкая, как правило, нейлоновая подушка безопасности, имеющая строго калиброванные входные отверстия. Всегда — водительский аэрбег находится в центре рулевого колеса, а подушка переднего пассажира — в торпедо перед лицом пассажира.
Подушка переднего пассажира зачастую в полтора-два раза больше водительской, поскольку находится гораздо дальше от головы пассажира, чем водительская — от головы водителя. В момент удара автомобиля о препятствие (и если датчик удара распознает столкновение, как критическое), то сначала срабатывает пиропатрон преднатяжителя ремня, а через несколько миллисекунд — пиропатрон самой подушки. И она мгновенно заполняется газом, а затем начинает сдуваться в строго заданном режиме через калиброванные, также строго тарированные, отверстия.
Каждый изготовитель располагает их по-своему. Датчики фронтального удара располагаются в передних лонжеронах или усилителе бампера. Датчики боковых, а также датчики на опрокидывание (крена авто) устанавливаются в самых разных местах кузова и салона, а датчики заднего удара, понятно, в задних лонжеронах и/или бамперах автомобиля.
Все эти датчики измеряют величину и темп замедления автомобиля, а в элитных и дорогих системах SRS подушки могут срабатывать по разным алгоритмам с разной скоростью и разной степенью наполняемости.
Также в люкс-секторе мирового автопрома, в автомобилях классов D, E и выше таких производителей, как BMW Group, Mercedes-Benz – Daimler AG, Volvo, Renault-Nissan-Mitsubishi Alliance и многих других, — электронные ЭБУ не только неимоверно сложны, но и в одном автомобиле их может находиться до десятка штук. Каждый из них умеет определять не только и не столько сам факт удара, сколько его силу, интенсивность нарастания и, что немаловажно — его направление. Далее ЭБУ выдает необходимые команды на срабатывание тех или иных, необходимых в данной ситуации, механизмов, в том числе и подушек.
В «штатном режиме» ЭБУ следят за исправностью всей системы и ее отдельных компонентов. При повороте ключа зажигания происходит мгновенная и всеобъемлющая проверка целостности и работоспособности системы, а точнее — всех, имеющихся в данном автомобиле систем.
В подавляющем большинстве современных иномарок пассажирские подушки имеют ручной выключатель on/off, устанавливаемый еще на заводе для тех случаев, когда на сидение может быть установлено детское кресло или иное детское удерживающее устройство.
Для начала немного истории. Самая первая подушка была установлена на автомобиль американской компании Chrysler, и долгие годы (десятилетия) на большинстве авто устанавливалась исключительно только одна — водительская в рулевом колесе. С начала 90-х годов аэрбеги для передних пассажиров, а затем и боковые шторки между седоком и дверью, — для большинства производителей стали нормой. Сегодня даже многие недорогие автомобили классов A, B и C оснащаются, как минимум, шестью подушками безопасности, а автомобили семейного, бизнес-классов и выше — даже и ещё большим их количеством.
«Годность к применению» подушки (и «сопровождающих» ее элементов) сегодня производителями ограничивается сроком в 10-лет. В течение этого времени все системы пассивной безопасности проходят регламентные ТО, которые строго прописаны и в Инструкциях по эксплуатации автомобиля, и в Сервисных книжках, и в Технологических картах профильных и фирменных автосервисов. По истечении этого срока все элементы должны быть демонтированы с автомобиля и продефектованы специалистом на специальном оборудовании. Часть из них (после соответствующей сертификации) может быть возвращена в эксплуатацию, а часть — однозначно отправлена в утиль. Даже если этот элемент ни разу не сработал за всю жизнь автомобиля. Определить работоспособность какого либо элемента системы пассивной безопасности своими силами в условия гаража — невозможно. Только — на профильной сертифицированной СТО.
Да, как это ни печально или угрожающе звучит, но подушки — убивают! Чаще всего это случается с водителем или пассажиром, который не был пристегнут ремнем безопасности. В момент удара автомобиля о препятствие он продолжал двигаться с той же скоростью, что и автомобиль до удара — прямо навстречу раскрывающей с почти такой же скоростью подушке. Именно поэтому все Инструкции и Руководства предписывают водителю и его пассажирам соблюдать эти самые условия безопасности в строгом соответствии с требованиями фирм-изготовителей систем и производителей автомобилей.
Что касается, например, автомобилей европейского производства, то к 2021 году все производимые в ЕС авто обязаны будут иметь одиннадцать (!) обязательных к установке систем еще на конвейере. По расчетам Еврокомиссии эти меры смогут предотвратить, цитата: «…38 900 серьезных ДТП и на 38% снизить общее их количество в период с 2021 по 2031 год», — конец цитаты.
Производители в узаконенном порядке обязаны будут предусматривать еще на стадии конструирования и компоновки автомобиля:
И в том числе продолжат совершенствоваться подушки безопасности, они же аэрбеги, они же airbags.
Ошибка: Контактная форма не найдена.